13 августа 1899 года родился величайший режиссер Альфред Хичкок. В нескольких десятках фильмов, ставших классикой, Хичкок создал один из лучших женских образов — «хичкоковскую блондинку», о которой мы и расскажем в этой статье.
1. «Внешний холод» и «внутренний жар»
Именно такое сочетание качеств в женщине казалось великому гению Альфреду Хичкоку идеальным. Под «внешним холодом» тут стоит понимать именно те отличительные внешние признаки, свойственные всем «хичкоковским блондинкам»: неподражаемой и любимой режиссером Грейс Келли, ранимой Ким Новак, сильной Игнрид Бергман, утонченной Джанет Ли и обаятельной Вере Майлз. Холодный тип внешности, по мнению режиссера, в наибольшей степени подходил англичанкам, немкам и скандинавкам. Тонкие черты лица, тонкий правильный нос, широкий лоб, выразительные глаза, губы правильные и лишенные «пошлой» пухлости, скулы четкие и явные, высокий рост, небольшая грудь и «аристократичная» худоба – все это стало воплощением женской красоты для Хичкока. Хичкок любил блондинок и не мог понять женщин, не отбеливающих свои волосы в обмен на честь работать с ним. Такая красота до сих пор для многих остается эталонной. Известные режиссеры, фотографы и художники раз за разом возвращаются к этому образу, интерпретируют его по-новому, находят в нем новое очарование. Таким примером может стать главная героиня фильма «Основной инстинкт», которую сыграла Шерон Стоун.
Однако не только внешняя красота интересовала великого режиссера. За внешним холодом идеальной «хичкоковской блондинки» должен скрываться «внутренний жар». Этот жар в каждой новой героине Хичкок видел по-новому: в ком-то это была искренняя любовь, в ком-то ранимость и самопожертвование или решительность и находчивость, а в ком-то непредсказуемость и эмоциональность. Однако будь это первое или десятое, важно то, что идеальная женщина – это живая личность, полная различных чувств, пусть и спрятанных за холодной непроницаемой красотой.
2. Завуалированная сексуальность
Хичкок был из тех художников, которые стараются не пользоваться кричащей сексуальностью актрис. Он считал этот прием нелепым и пошлым, да и, откровенно говоря, ему просто не нравились женщины всем своим видом кричащие о красоте и сексе. В своих героинях великий мастер кино хотел видеть подавленное желание. И только поэтому, по его собственным словам, он никогда не предлагал ролей Мэрилин Монро или Брижит Бардо, которые обычно выставляют свою сексуальность напоказ. «Секс на экране тоже должен работать на саспенс. Если он слишком явный, очевидный, саспенса не возникает», – говорил Хичкок. «Знаете, почему я предпочитаю изысканных блондинок? Потому что истинные леди, скромные жеманницы в спальне обычно ничем не отличаются от шлюхи», – добавлял режиссер. Именно поэтому многие современные женщины, которым чужды излишняя откровенность и даже вульгарность, восхищаются созданным Хичкоком образом совершенной блондинки.
3. Исключительный вкус
Для Хичкока идеалом была скрытная и аристократичная женщина, он во всем любил утонченность. Так однажды он отзывался о навязанной ему в исполнительницы главной роли Ким Новак: «Она была такой вульгарной, у нее были такие полные губы, такие толстые ноги, такая большая, обтянутая свитером, лишенная малейших признаков бюстгальтера грудь!.. Кажется, что она способна на многое… Но, увы, только кажется». Именно исключительное чувство стиля, присущее, например, Грейс Келли, режиссер считал достойным настоящей женщины. И в этом с ним невозможно не согласиться: уверенная в себе красивая блондинка, обладающая чувством собственного достоинства и хорошим вкусом, вызывает настоящее восхищение.